Социальная справедливость
Независимое исследовательское агентство «Башкирова и партнеры» представляет вашему вниманию новое исследование, посвященное отношению наших сограждан к принципу социальной справедливости. Какой наши респонденты видят модель социальной дифференциации в России, к какой модели они стремятся? Мы ответим на эти вопросы, основываясь на данных, полученных во время общероссийского репрезентативного опроса проведенного нами в начале октября 2015 года.
Мы предложили респондентам три модели социальной дифференциации: модель «А» представляла собой треугольник – и иллюстрировала общество, в котором большинство населения бедны, присутствует немногочисленный «средний класс» и элита, концентрирующая в своих руках значительную часть материальных ресурсов. Модель «Б» представляла собой перевернутый треугольник и иллюстрировала общество, в котором большинство населения принадлежат к «среднему классу» и лишь незначительная часть бедна, сверхбогатая элита отсутствует вовсе. Модель «В» представляла ромб и иллюстрировала общество, в котором большинство населения относятся к «среднему классу», кроме того в обществе существует как некоторое число бедных, так и немногочисленная сверхбогатая элита.
Модель «Б» может быть проассоциирована с обществом, основанным на социалистических принципах а модель «В» с обществом основанном на либеральной, рыночной экономике, но с реализованной программой «социального государства» (Welfare). Во время опроса подобные ассоциации респондентам не предлагались для того чтобы избежать детерминации их ответов симпатией к той или иной политической идеологии.
Подавляющее большинство опрошенных нами Россиян посчитали, что российское общество соответствует модели «А». По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Россия, конечно, принадлежит к обществам близким к этой модели, так коэффициент Джини в 2014 году был равен 42 (в Швеции 25 в 2013 году; в Белоруссии 27 в 2011 году, в Греции 34 в 2013 году, в США 45 в 2007 году, в Зимбабве 50 в 2006 году, в ЮАР 62 в 2013 году). В 2014 году 46% населения Российской Федерации имели доход ниже 20 тыс. рублей в месяц (выше 60 тыс. только 8%). 20% наиболее обеспеченных граждан РФ в 2012 году получали 47,6% от общего объема денежного дохода (20% наименее обеспеченных всего 5,2%). Соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2014 году равнялось 16.
Интересно, что уровень социального расслоения в России по-разному воспринимается в различных регионах страны и среди респондентов с различным уровнем дохода.
Только 2% жителей Северо-Кавказского федерального округа согласны, что в РФ построено общество, соответствующее модели «В», а среди жителей Южного федерального округа таких 30%, на Дальнем Востоке - 18%, в Сибири – 10%, а в европейской части России от 3% до 6%.
В целом россияне с высоким доходом более позитивно оценивают уровень социальной дифференциации в нашей стране, так респонденты с доходом выше 30 тыс. рублей в двое чаще своих менее успешных сограждан выбирают ответ «модель В». Этим фактором можно объяснить возрастное распределение ответов (среди респондентов старше 50 лет ответ «В» выбрали 5%, среди более молодых категорий 10%) и отчасти географическое.
Лишь десятая часть россиян считает описанную выше социальную структуру идеалом, 45% предпочитают вариант ответа «В» (ромб) и почти столько же «Б» (перевернутый треугольник). Российской культуре всегда были близки эгалитарные и коллективистские идеалы, популярность этих ответов мало зависит от возраста и дохода респондента. Наибольшая популярность эгалитарной модели (и соответственно ответа «Б») в Южном и Приволжском федеральных округах, наименьшая в Сибири и на Северном Кавказе, причем в Сибирском федеральном округе за модель «А» высказались 20%, объяснение этого факта потребует дополнительных исследований.
Исследование проводилось в первой половине октября 2015 года по всероссийской случайной маршрутной выборке населения (18+). Личные интервью по месту жительства. Было опрошено 1500 респондентов, в 8-ми федеральных округах, 150 населенных пунктах,200 точек опроса. Ошибка выборки ± 2,5%, при доверительном интервале 95%
Список наших услуг
- Отраслевая специализация
- Социально-политические исследования
- Маркетинговые исследования
- Оценка эффективности RM программ
- U&A исследования
- Исследование удовлетворенности потребителей
- Ценовые исследования
- Сегментирование, стиль жизни
- Позиционирование, имидж марки
- Тестирование продукта
- Тестирование упаковки
- Тестирование рекламной концепции
- Изучение эффективности рекламной кампании
- Исследование цен и дистрибуции
- Трекинговые исследования
- Тестирование концепции продукта
- Mystery shopping
- Методы исследований
- Исследования Business-to-Business
- Исследование рекламы
- Car Clinic и тест-драйв
- Консалтинг
- Как заказать исследование
- Формат результатов
- Омнибус