НЕЗАВИСИМОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ АГЕНТСТВО

Главная » Исследования » Результаты исследований » Россияне и доступ к культуре

Россияне и доступ к культуре

Независимая исследовательская компания «Башкирова и партнеры» провела исследование с целью проанализировать доступность культурной инфраструктуры для граждан России и популярность различных видов культурного досуга у наших  соотечественников.

В нашем исследовании мы просили респондентов определить доступность по следующим параметрам: цена биллета, доступ к инфраструктуре и  наличие свободного времени.

   

Россия с начала ХХ века известна во всем мире своими театральными традициями. Насколько поход в театр доступен для россиян и часто ли они выбирают данный вид отдыха?

Три четверти (75%) наших сограждан могут позволить себе покупку билета в театр. Несколько меньшая доля респондентов (67%) признается, что поход в театр интересен им как вид культурного досуга. Интересно, что при этом почти столько же – 65% опрошенных нами россиян ни разу за 2014 год не посетили спектакль или оперу.

Что же им помешало? Треть опрошенных (33%) назвали главной причиной дороговизну биллетов, 30% - нехватку свободного времени, четверть респондентов (25%) не смогли посетить театральное представление из-за  удаленности своего места проживания от ближайшего театра (или того театра который они желали бы посетить). Доля тех, кто по тем или иным причинам не смог купить билет в театр наиболее высока среди пенсионеров – на 10 п.п. выше среднего. Интересно, что наибольшая доля  респондентов регулярно посещающих театр - молодые люди (моложе 25 лет) и  граждане среднего возраста (моложе 40 лет). Что позволяет нам  говорить моде  на данный вид досуга.

И конечно, доля сельских жителей и россиян с низким уровнем образования не ходящих в театр заметно выше, чем доля жителей городов имеющих высшее образование (и в том и другом случае разница – 14 п.п.).

  

Абсолютное большинство россиян  имеет возможность сходить в кино. При этом о своем интересе к просмотру кинофильмов на большом экране заявили 75% респондентов. Около 40% респондентов ни разу не ходили в кинотеатр в прошлом году, что вдвое ниже доли россиян любящих кино и имеющих возможности  для данного вида отдыха. Среди причин половина назвала дороговизну биллетов (судя по всему, по  сравнению с иными видами досуга), столько же о далеком расположении кинотеатров от своего дома, 70%  отсутствие свободного времени. Наиболее часто кинотеатры посещают граждане России в возрасте от 18 до 40 лет, наименее часто, конечно же, респонденты пенсионного возраста. Горожане, имеющие легкий доступ к необходимой   инфраструктуре чаще (на 17 п.п.) жителей села посещают кинотеатры. 

  

Три четверти россиян  (75%) могут позволить себе поход на концерт любимого певца или музыкального коллектива. При этом  63% ни разу за год не были на подобном мероприятии. Что, в принципе, не удивительно, так аудитория выступлений поп-звезд – преимущественно молодежь. Так, если среди молодых людей в возрасте 18-24 лет в течение года ни разу не ходили на концерт 46% среди пенсионеров -   75%. Доля респондентов  самой молодой когорты 13% посещали концерты 3-5 раз за прошедший год, в то время, как среди пенсионеров только 4%.

 

Подавляющее большинство россиян – 85%, считают, что имеют возможность купить биллет в музей или галерею. Две третьих – 70% признаются, что посещение музеев для них интересно, и при этом 65% ни разу за 2014 год ни сходили на выставку. Треть респондентов (65%) не нашли свободного времени, 28% не могут посетить музей из-за удаленности его от места их проживания и 15% признались, что биллет в музей слишком дорог для их семейного бюджета.

 

При  анализе ответов респондентов на все вопросы можно заметить некоторое противоречие, респонденты заявляют о доступности для них посещения театра или музея, столько же утверждают, что подобный вид отдыха для них интересен и при этом две третьих ни разу за год не воспользовались имеющейся возможностью для культурного отдыха. Мы можем предположить, что перед нами яркий образец конформистских ответов – граждане России стесняются признаться интервьюеру, что, не смотря на географическую  и финансовую доступность культурного отдыха, он им не интересен.  Не желая прослыть невеждами, они декларируют интерес к культурному досугу, но на практике предпочитают иные виды отдыха.

 

 

 

Исследование проводилось в феврале 2015 года по всероссийской случайной маршрутной выборке населения (18+). Личные интервью по месту жительства. Было опрошено по  1500 респондентов, в 8-ми федеральных округах, 150 населенных пунктах,200 точек опроса. Ошибка выборки 2,5%,  доверительный интервал 95% .





comments powered by Disqus

В нашей новостной рассылке:






   Результаты исследований из первых рук
   Анонсы событий и статей нашего блога
   Интересные предложения для Вашего бизнеса

Согласен с обработкой моих персональных данных,
Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности сайта