НЕЗАВИСИМОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ АГЕНТСТВО

Главная » Исследования » Результаты исследований » Материальная культура в сознании россиян

Материальная культура в сознании россиян

Новое исследование независимого социологического центра «Башкирова и партнеры» посвящено культуре, что наши сограждане понимают под этим словом, как относятся к памятникам культуры? На эти и другие вопросы дают ответ результаты  репрезентативного общероссийского опроса, проведенного нашей компанией в апреле 2015 года.

В большинстве случаев говоря о «культуре» россияне имеют в виду  область искусства: литературу, театр, музеи, образовательные и научные учреждения. Другая интерпретация данного термина – цивилизация, национальная культура, совокупность традиций и обычаев. Среди опрошенных нами респондентов есть и те, кто под этим многозначным термином подразумевает воспитание и  хорошие манеры.

В одном из наших предыдущих пресс-выпусков мы рассматривали доступность и привлекательность для наших сограждан различных видов культурного досуга,  сегодня же мы хотели бы сосредоточиться на анализе отношения  россиян к физическим объектам, имеющим культурную ценность: памятникам архитектуры и экспонатам музейных выставок.

 

Подавляющее большинство россиян высоко ценит памятники материальной культуры – памятники архитектуры и музейные экспонаты. Почти две трении наших сограждан (59%) охарактеризовали их как «Очень ценные» а еще треть (37%) как «Достаточно ценные», лишь незначительное меньшинство не считает важным сохранение культурных памятников.

 

Мы должны отметить,  что  внимание к объектам материальной культуры и  памятникам архитектуры в значительной степени декларативно. Абсолютное большинство  наших сограждан говорят о доступности для них посещения объектов культуры, почти столько же сообщают об интересе к ним. И при этом 60% ни разу за год не посетили их. Хотя памятники архитектуры имеются почти в каждом субъекте Российской Федерации.

 Посещение памятников архитектуры  в большей степени интересно жителям городов и особенно мегаполисов, среди  них доля положительно ответивших на данный вопрос больше доли давших тот же ответ среди сельских жителей   на 12 % и 17 % соответственно.  Надо отметить, что жителям мегаполисов посещение архитектурных памятников (часто расположенных на их территории или поблизости)  на 10 % доступней, чем жителям села и малых городов (хотя в европейской части России немало небольших городков  с богатым архитектурным историческим наследием).  Также посещение подобных памятников культуры  более доступно (на 10 %), молодым людям, так как они значительно мобильней. Соответственно указанные категории граждан (жители мегаполисов и городов и люди в возрасте до 65 лет)  на 10 и 15 % чаще бывают в таких местах

 Кроме памятников архитектуры,   физическими объектами культурного наследия являются  экспонаты, выставленные в музеях и галереях. Посещение музеев интересно 75% респондентов. В отличие от архитектуры пожилые люди заинтересованы в посещение музеев на 10 % чаще молодых и на 5 % чаще наших сограждан среднего возраста.  Жители городов интересуются данным видом досуга на  10 % чаще крестьян, а россияне – обладатели диплома о высшем образовании на 8 % чаще  наших сограждан со средним образованием.

 Различные страты граждан имеют  неодинаковый доступ к  посещению музеев и галерей. Так молодые люди на 8 % чаще людей старшего возраста, а горожане на 6 % чаще жителей села оценивают посещение музея как доступный вид отдыха. Данные оценки легко объяснить существующими льготами для студентов при посещении музеев и транспортной недоступности (с учетом сокращения пригородного железнодорожного сообщения)  культурной инфраструктуры для жителей села.

 Показательно, что существенное отличие доли граждан, не посетивших музей ни разу за год, объясняется именно  транспортными затруднениями. В городах доля респондентов сообщивших о том, что они не посещают музеи на 10 % ниже по сравнению с селом. Среди горожан не смотря на декларируемый интерес ни по возрасту, ни по полу, ни по образованию существенной разницы в посещении выставок не наблюдается.  

   

 

Исследование проводилось в апреле 2015 года по всероссийской случайной маршрутной выборке населения (18+). Личные интервью по месту жительства. Было опрошено   1500 респондентов, в 8-ми федеральных округах, 150 населенных пунктах,200 точек опроса. Ошибка выборки ± 2,5%,  доверительный интервал 95% .

 

 





comments powered by Disqus

В нашей новостной рассылке:





   Результаты исследований из первых рук
   Анонсы событий и статей нашего блога
   Интересные предложения для Вашего бизнеса



* Ваш Email в безопасности

* Вы сможете отписаться в один клик